На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Densegodnya

1 подписчик

Психосоматика: ментальный язык физического тела

Какова природа болезни? Почему одним посланы страшные недуги, а другим жизнь без заболеваний? Эти вопросы волновали человечество всегда. В древнейшие времена, когда медицина только зарождалась, люди верили в магию.

Магическим считалось все, что человек не мог объяснить и, если шаману удавалось избавить больного от страданий при помощи какого-то настоя, это, безусловно, воспринималось, как магический акт. Хотя сегодня фармацевты, наверняка, с легкостью объяснят действие отвара обезболивающими свойствами одного из его ингредиентов.

Но, так или иначе, в начале времен человек полагался на то, что называл магией.

«Магия была связана с деятельностью охотников-собирателей и воинов. Впоследствии началась трансформация этого вида деятельности. Например, охотничья магия превращается или принимает форму любовной магии с теми же выражениями, которые у нас есть и сейчас – «заарканить», например. А магия воинов приобретает форму лечебной магии, то есть борьба с врагом и борьба с болезнью. Мы до сих пор говорим «бороться с болезнью». В тех цивилизациях, в которых мы встречаем наиболее древние медицинские рецепты, а это, скажем, цивилизация Древнего Египта, мы видим, что в этих рецептах не разделяются магические способы борьбы с болезнью и борьбы с болезнью при помощи лекарств», – Владимир Винокуров, доцент кафедры философии и религиоведения МГУ им. М. В. Ломоносова.

Впоследствии эти два способа борьбы с болезнью понемногу разделяются. Человек, исследуя окружающий мир и его свойства, начинает понимать, что различные ингредиенты, режим питания и физические воздействия на больного приводят конкретным результатам. Например, массаж может избавить от боли, а некоторые эфирные масла обеззараживают рану.

Медицина времен античности

В античности формируется более научный подход к вопросу поиска источников болезни и их лечения. Например, Гиппократ считал, что в основе недугов лежит неправильное смешение четырех основных жидкостей организма: крови, желчи, черной желчи и слизи.

Демокрит, развивший учение Левкиппа об атоме – неделимые части вещества, был уверен, что болезни возникают в связи с изменением формы атомов и их неправильного расположения в клетках.

«Как понимались причины болезни? С одной стороны, причины болезни уже понимались в античности как естественные причины. С их учением о четырех стихиях, о четырех темпераментах, различных жидкостях, которые, так или иначе, циркулируют в организме. Все это было и медленно развивалось, то есть какие-то зачатки науки были заложены. Но при этом был круг болезней или выделился ряд болезней, причину которых искали в каких-то божественных силах. Прежде всего, это касалось влияния психической составляющей человека на физиологическую, то есть проблемы психосоматики. Все то, что было связано со сбоями функционирования мозга, в античном мире отнесли к священным болезням, то есть к болезням, которые посылаются богами в качестве кары. Либо сами боги воплощаются в тело человека, принеся ему эту болезнь», – Владимир Винокуров, доцент кафедры философии и религиоведения МГУ им. М. В. Ломоносова.

Такой подход и восприятие болезней как кары небесной вполне логичен для общества, в котором все происходит с оглядкой на божественный пантеон. Уже тогда эти так называемые священные болезни люди связывали не с физическим телом, а с болезнью души. Именно с этих времен начинает мало-помалу вырисовываться гипотеза о влиянии состояния психики, нервной системы и настроения на физическое тело человека.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх