На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Densegodnya

1 подписчик

Анатолий Солоницын: «Андрей Арсенич смотрит на меня очень пристально подолгу, я пугаюсь»

Эта история уже превратилась в легенду. В 1964 году никому не известный провинциальный актер Анатолий Солоницын приезжает в Москву, приходит на Мосфильм в съемочную группу фильма «Андрей Рублев» и предлагает режиссеру Андрею Тарковскому себя на главную роль.

«Когда в искусстве кино был опубликован сценарий «Андрея Рублева», отец его прочитал, и вот тогда у него появилось желание сыграть эту роль. Хотя такая идея ни одному человеку, живущему в более-менее реальном мире, прийти, наверное, не могла. Когда ты живешь в Свердловске, ведешь кружок театрального мастерства в техникуме и не имеешь ни связей, ни минимальной профессиональной известности для того, чтобы приехать к режиссеру и сказать, что я буду играть эту роль», – Лариса Солоницына, дочь.

На роль Андрея Рублева Тарковский планировал популярных актеров, начиная от Смоктуновского и заканчивая Любшиным. К тому моменту, когда худсовет утвердил Станислава Любшина в роли Андрея Рублева, Анатолий Солоницын успел сняться всего в одном фильме. Это была короткометражная работа под руководством режиссера свердловского телевидения Глеба Панфилова.

«Я помню этот день, когда увидел какого-то странного кандидата очередного на роль Андрея Рублева. Бледного, лысоватого, не кинематографичного, как я тогда думал. Я думал, что это была блажь Андрея Арсенича», – Николай Бурляев, актер.

Даже авторитетный худсовет, который возглавлял Михаил Ромм, не смог убедить постановщика взять другого актёра, расставшись с сомнительной кандидатурой никому не известного Солоницына.

Возможно, Тарковского в нем привлекало нечто сродни Достоевскому, которое проявлялось даже внешне.

Чтобы отстоять его кандидатуру, Тарковскому пришлось прибегнуть к помощи искусствоведов. Им он предоставил кинопробы более двух десятков актеров и поинтересовался, кто, по их мнению, больше всего похож на Андрея Рублева. Все, не сговариваясь, указали на Анатолия, хотя по сей день информации о знаменитом иконописце мало, и никто не знает наверняка, как он выглядел.

Дуэт: Солоницын-Рублев

После того как фильм «Андрей Рублев» завоевал всемирное признание, в сознании людей лицо иконописца Рублева слилось с лицом актера Солоницына.

Из письма Анатолия Солоницына: «Утверждение на роль шуму наделало много. По Москве ходят слухи о новоиспеченном таланте, вся группа ждет первых съемок со мной. Ждет – вот выдаст, а я-то и не выдам. Андрей Арсенич смотрит на меня очень пристально подолгу, я пугаюсь. Все время думаю, что это моя последняя съемка, что он снимет меня с роли. Работаю в страшном напряжении. После первых репетиций, разговоров, вариантов, мы с Тарковским договорились так: если финальная сцена не удастся, а снимать будут с колоколом, то мы расстаемся с ним».

По сюжету фильма Рублев, дав несколько лет назад обет молчания, впервые произнес речь в сцене «Колокол». Для правдоподобности, чтобы голос был с соответствующей хрипотцой, сначала хотели этот эпизод озвучить отдельно. Но Солоницын ради съемок готов был отказаться от речи, общаясь три месяца при помощи жестов. А когда оставалось несколько дней до заветного момента, он и вовсе перетянул голосовые связки при помощи шарфа.

Дело доходило до тяжелых головных болей, страшного шума в голове и сильной слабости.

«Анатолий объяснялся со всеми нами лишь жестами, не говорил. Ну, мы все относились к этому, как к какой-то шутке, но это игра Андрея и Анатолия», – Николай Бурляев, актер.

Анатолий молчал, реально молчал. Он этот подвиг на себя принял. Постился, у него было абсолютно ввалившееся лицо – лик. Это нельзя сыграть, это надо пережить. Молчать очень трудно, многие актеры просто усидеть в кадре не могут, они курят, чешутся, разговаривают. А бывает так, что актер молчит, и, что бы ни делали другие, все смотрят на него, потому что он наполнен. Он вытягивает внимание зрителя к себе своей энергетикой. Анатолий Солоницын обладал таким даром.

Из письма Анатолия Солоницына: «Сейчас будет решаться вопрос жизни. Если думы, неудачи, остервенелая работа, сомнения, дали плоды, они должны зайти в фильме. Если нет, это почти физическая смерть».

Вот он должен заговорить, все приготовились, начали, и Анатолий заговорил. И действительно, у него голос был после трехмесячного молчания – особый голос, хриплый, неестественный.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх